Деформирующий остеоартроз дистальных межфаланговых суставов кистей (геберденовские узелки) может возникать и в молодом возрасте (около 15 лет), но наибольшего распространения он достигает у пожилых и старых людей. Так, судя по данным Stecher, узелки Гебердена имеются более чем у 30% лиц в возрасте 80-90 лет. Согласно Fletcher, 1/5 больных остеоартрозом имеет указанные образования. В целом женщины поражаются в 4 раза чаще, чем мужчины.

Трудоспособность независимо от профессии обычна сохраняется. Однако это связано, на наш взгляд, не столько с постоянной тренировкой пальцев, о чем пишет Н. С. Косинская, сколько с относительно малой подвижностью дистальных межфаланговых сочленений, небольшой статической нагрузкой на эти суставы и возможностью ее регулирования.

В настоящее время различают три варианта болезни, имеющих различную этиологию:

  1. идиопатические геберденовские узелки,
  2. посттравматические и
  3. геберденовские узелки при ювенильных полиартритах.

Идиопатические геберденовские узелки

Первая форма, согласно Stecher, в 10 раз чаще выявляется у женщин по сравнению с мужчинами, что объясняется как особенностями наследственного предрасположения, о чем подробнее сообщалось выше, так и более интенсивным старением женщин после 60 лет, а также влиянием эндокринных факторов (климакс). Согласно Francon, у 48% женщин, страдающих деформирующим остеоартрозом концевых межфаланговых суставов, выявлялись гиперплазия или опухоли половых органов, молочной или щитовидной железы. В свое время геберденовские узелки были отнесены М. М. Дитерихсом к числу артритов «со связью с эндокринными железами».

Некоторые исследователи указывают на значение нервных сдвигов в развитии остеоартроза дистальных межфаланговых суставов. Так, в дополнение к уже упоминавшимся выше данным о влиянии гемиплегии, полиомиелита и страданий периферических нервов на развитие геберденовских узелков можно привести сообщение Francon о том, что указанное заболевание суставов часто выявляется при поражении нервных корешков шейного отдела спинного мозга.

С. А. Рейнберг, А. В. Гринберг и др. рассматривают геберденовские узелки как самостоятельное воспалительное заболевание суставов, хотя последнее нередко развивается без артритического компонента. С другой стороны, Д. Г. Рохлин и И. Л. Клионер возражают против утверждения о том, что геберденовские узелки имеют патологическую природу, и рассматривают их как старческие инволютивные проявления. Однако этим представлениям не соответствуют наблюдения о возможности развития геберденовских узелков в относительно молодом возрасте, данные о спонтанно-воспалительном дебюте части случаев болезни и т. д.
Большинство современных авторов рассматривает геберденовские узелки как разновидность деформирующего остеоартроза, в преобладающем числе случаев не сочетающуюся с другими его проявлениями.

Начальное развитие идиопатической формы геберденовских узелков нередко протекает бессимптомно. Исподволь, появляется и нарастает некоторая тугоподвижность сустава и образуются узловатые припухания его мягких тканей, локализующиеся чаще на тыльно-боковых участках с одной или двух сторон и иногда болезненные при пальпации. На протяжении 0,5-2 лет указанные припухлости превращаются в плотные, деформирующие сустав образования, которые могут пальпироваться не только на боковых участках сустава, но и вокруг него в виде кольца. В ряде случаев отмечается девиация ногтевых фаланг, а также их необычная пассивная подвижность из стороны в сторону. Иногда выявляется местная парестезия. Артральгии обычно отсутствуют, отмечается умеренная тугоподвижность. Часто больного беспокоит по существу лишь неприглядный вид деформированного сустава.

Иногда начало идиопатической формы геберденовских узелков может протекать с подострыми и даже острыми явлениями. При этом начальная припухлость мягких тканей оказывается болезненной, местные кожные покровы гиперемированы. Здесь же иногда отмечается появление своеобразных пузырных образований (приблизительно с горошину) со студенистым флюктуирующим содержимым. Отмечающиеся в подобных случаях пульсирующие боли нередко уменьшаются лишь после отсасывания содержимого указанных образований. Через несколько месяцев припухлости мягких тканей бледнеют, уплотняются, боли при движении исчезают. Дальнейшая динамика местных явлений аналогична описанной выше.

Идиопатические геберденовские узелки возникают как одновременно, так и последовательно на нескольких суставах. В части случаев отмечается поражение симметричных сочленений. Раньше и чаще всего обычно поражаются, по данным одних авторов (М. М. Дитерихс, И. Л. Клионер), V палец, по данным других (Stecher, Fletcher), – II и III пальцы.

Посттравматические геберденовские узелки

Вторая форма геберденовских узелков – посттравматическая – встречается чаще у мужчин. Развивается она после механического повреждения соответствующего сустава и образования местного посттравматического отека мягких тканей. В дальнейшем заболевание развивается аналогично тому, как это происходит после острого дебюта идиопатиче-ских геберденовских узелков (см. выше). Однако при этой форме заболевания чаще отмечается асимметричное поражение отдельных пальцев.

Геберденовские узелки при ювенильных полиартритах

Третья форма геберденовских узелков, упоминаемая Francon, встречается, по автору, при ювенильных полиартритах у больных в возрасте 13-20 лет и иногда сопровождается субфебрильной температурой, гиперхолестеринемией, гиперурикемией и ускорением РОЭ. В анамнезе имеются указания на тонзиллит.
Рентгенологическая картина развивающегося остеоартроза дистального межфалангового сустава складывается из начального сужения суставной щели, субхондралыюго склерозирования и заострения эпифизарных углов. В дальнейшем суставная щель почти полностью исчезает, контуры соприкасающихся костных поверхностей делаются узурированными и взаимно проникают своими выступами в противоположные углубления другой кости. Возрастает субхондральный склероз, в отдельных участках которого выявляются мелкие кистевидные просветления. Боковые костные разрастания достигают относительно больших размеров. На профильных снимках определяется также рост остеофитов в дорсальном и вентральном направлениях. Следует отметить, что краевые костные разрастания нередко как бы устремлены к основанию пальца, в результате чего дистальная фаланга образует относительно большую суставную впадину, а головка проксимальной фаланги принимает грибовидную форму. М. М. Дитерихс отмечает также уменьшение высоты фаланг и расширение их оснований. В ряде случаев возможны боковые смещения концевых фаланг.

См. также