Болезнь Кашина-Бека (деформирующий эндемический остеоартрит) – генерализованное дегенеративно-дистрофическое заболевание, в основе которого лежит первичное нарушение энхондрального роста трубчатых костей.
В 1906 г. Е. В. Бек подробно описал своеобразный деформирующий эндемический остеоартрит, особенно распространенный в Забайкалье, в районе реки Уров. Заболевание было также изучено и описано Н. И. Кашиным и стало носить название болезни Кашина-Бека, или уровской болезни. Позднее было выяснено, что болезнь Кашина-Бека встречается и в других районах Восточной Сибири, а также в Китае, Корее, Маньчжурии. Эпидемический характер заболевания выражен чрезвычайно ярко. В описанном Е. В. Беком районе Забайкалья болезнь была констатирована у 32% населения, а в отдельных поселках – у 46,5%.
Болезнь Кашина-Бека чаще поражает детей и юношей, чаще всего в возрасте 6-14 лет, т. е. в период, когда наблюдается наибольший рост скелета. Для болезни характерно хроническое, прогрессирующее течение с множественным симметричным поражением суставов, с развитием выраженных деформаций, но без признаков воспалительного процесса и без образования анкилозов. Таким образом, это заболевание протекает по типу хронического артроза. Нарушение роста костей у больных детей и подростков определяет наиболее характерные клинические симптомы заболевания – низкорослость и короткопалость.
Причина болезни точно не установлена. Учитывая ее особое распространение среди населения, живущего по берегам реки Уров, Е. В. Бек считал, что причиной ее является загрязненная питьевая вода, ведущая к «размягчению костей».
Н. А. Вельяминов расценивал деформирующий эндемический остеоартрит как трофоневроз вследствие интоксикации нервной системы продуктами неправильной деятельности щитовидной железы, т. е. рассматривал болезнь Кашина-Бека как остеоартрит тиреогенного происхождения. В. И. Вернадский, М. М. Дитерихс предполагали, что причиной болезни является недостаток брома в питьевой воде.
В настоящее время существуют две основные гипотезы происхождения уровской болезни – алиментарно-токсическая и объясняющая развитие болезни дефицитом кальция в почве и воде. По мнению Ф. П. Сергиевского (1943, 1952) и Ю. И. Рубинштейна (1951), придерживающихся алиментарно-токсической гипотезы, климатические условия Забайкалья благоприятствуют распространению особого грибка (Fusarium sporotrichiella), продукты жизнедеятельности которого обладают токсическими свойствами. При употреблении в пищу зерна, зараженного этим грибком, наступает сужение сосудов, питающих суставные хрящи и метафизы костей. Нарушение кровообращения в костях и влечет за собой остановку их роста и развитие дегенеративно-дистрофического процесса. Подтверждением этой концепции, по их мнению, является то, что когда население в районе, пораженном уровской болезнью, стало питаться хлебом, привезенным из других районов, отмечалось снижение заболеваемости. Однако дальнейшие наблюдения показали, что из зерна, выращенного в районах, где население не болеет болезнью Кашина-Бека, также может быть выделен грибок Fusarium sporotrichiella, который по какой-то причине оказывается здесь нетоксичным. И в то же время среди населения районных центров, употребляющих хлеб, завезенный из сел, где часто отмечается болезнь Кашина-Бека, это заболевание почти не встречается (Д. 3. Комиссарук, 1957). Таким образом, по-видимому, грибок Fusarium sporotrichiella не является основной или во всяком случае единственной причиной болезни.
По другой гипотезе, поддерживаемой К. К. Сергеевым (1958) и А. П. Виноградовым (1958), основное значение для развития уровской болезни имеет недостаток кальция в почве и в питьевой воде тех районов, где распространено заболевание. Недостаток минеральных солей в пище приводит к дефициту их в костной и хрящевой тканях и к развитию заболевания. Однако и этот взгляд на происхождение болезни Кашина-Бека не имеет еще достаточного научного обоснования и нуждается в дальнейшем изучении. Установлено лишь то, что тяжелый физический труд, рахит, плохие материально-бытовые условия благоприятствуют развитию болезни.