Клиническая картина кишечной непроходимости в зависимости от ее вида наряду с общими симптомами имеет некоторые индивидуальные проявления, но на их основании редко удается установить вид непроходимости.
Кишечная непроходимость чаще наблюдается у мужчин, инвагинация – в основном у детей грудного возраста. Независимо от вида при острой непроходимости отмечают интенсивную, приступообразную боль по всему животу, тошноту и рвоту (она возникает тем раньше и бывает тем упорнее, чем выше уровень непроходимости), жажду и сухость во рту. Для нее характерны задержка отхождения газов и стула, распирание в животе. Среди объективных изменений и симптомов, наблюдаемых у больных с кишечной непроходимостью, наиболее существенны следующие: изменчивое состояние больного (резкое беспокойство сменяется периодом относительного успокоения, но через непродолжительное время вновь возобновляется боль); сухость слизистых оболочек губ и нередко языка; учащение пульса (после непродолжительного периода его замедления); вздутие живота (чем ниже непроходимость, тем оно сильнее) без напряжения передней стенки (до развития перитонита); боль при пальпации живота в зоне препятствия; иногда асимметрия живота; часто четко выраженная перистальтика, особенно при пониженном питании (симптом Шланге); пальпируемая эластичная округлая «опухоль» с нечеткими контурами, обычно болезненная, соответствующая раздутой кишечной петле (симптом Валя); шум плеска в кишках при толчкообразной пальпации (симптом Склярова); колбасовидная опухоль по ходу ободочной кишки, соответствующая локализации инвагината при инвагинации. При завороте слепой кишки и илеоцекальной инвагинации на обычном месте (в правой подвздошной области) не обнаруживают слепой кишки (симптомы Шимана и Данса). При инвагинации иногда через прямую кишку прощупывается головка инвагината. При завороте ободочной кишки определяются зияние анального сфинктера и пустая баллонообразно расширенная ампула прямой кишки (симптом Обуховской больницы). Кровь на пальце при исследовании прямой кишки очень часто обнаруживают при инвагинации и вторичной кишечной непроходимости вследствие тромбоза мезентериальных сосудов или низко расположенной раковой опухоли.
Вместе с тем, несмотря на то, что клиническая картина кишечной непроходимости изобилует симптомами, диагноз ее, особенно в первые часы, установить трудно. Для верификации диагноза применяют вспомогательные инструментальные и лабораторные методы исследования, в частности обзорную рентгеноскопию и рентгенографию брюшной полости, рентгенографию желудка и кишечника. На обзорной рентгенограмме при кишечной непроходимости выявляют горизонтальные уровни жидкости в кишечнике (широкие – в тонкой, узкие – в толстой). Это так называемые чаши Клойбера. Наличие их у больного, у которого накануне исследований не очищали кишечник, является патогномоничным симптомом кишечной непроходимости. Вторым важным симптомом является наличие газа в кишечнике, пневматоза (симптом Штирлина). Иногда в кишечных петлях различают складки слизистой оболочки.
При динамической острой непроходимости, в отличие от механической, обычно болевой синдром выражен в меньшей степени. Нередко наблюдаются хронические заболевания, осложнившиеся кишечной непроходимостью (глистная инвазия, воспалительные процессы, интоксикация). Дифференциальная диагностика трудна.
При хронической кишечной непроходимости в анемнезе отмечают длительное существование спаечной болезни или стеноза кишечника, почти постоянную боль в животе, особенно после еды, физических усилий. Иногда боль достигает очень большой интенсивности, сопровождается рвотой, вздутием живота, задержкой стула и газов. Это объясняется возникновением приступов острой кишечной непроходимости, которые в большинстве случаев разрешаются благополучно под влиянием консервативных методов лечения (грелка, очистительная клизма).
Больной с кишечной непроходимостью или с подозрением на нее должен быть незамедлительно направлен в хирургическое отделение для верификации диагноза и лечения.