Поражение мышц при ревматоидном артрите является наиболее ранним и постоянным внесуставным симптомом, которое может быть как трофического, так и воспалительного характера. Особенно характерна для инфектартрита атрофия мышц, имеющих отношение к пораженным суставам. При тяжелых формах инфектартрита атрофия мышц может быть очень резкой и диффузной. По нашим наблюдениям, в некоторых случаях заметную атрофию мышц можно наблюдать уже через 10-12 дней от начала болезни. При этом выраженность атрофии не всегда соответствует степени воспалительных изменений в суставах: при небольших изменениях суставов атрофия может быть значительной и наоборот. Рано развивающаяся и выраженная атрофия мышц рассматривается как плохой прогностический признак в отношении восстановления функции суставов.

Поражение мышц при ревматоидном артрите чаще всего проявляется атрофией разгибательных мышц. Так, при поражении лучезапястного сустава больше всего страдает разгибатель предплечья, при заболевании коленного – прямая мышца бедра, при поражении тазобедренного – ягодичная мышца и т. д. Для кистей характерна атрофия межкостных мышц и мышц возвышения большого пальца и мизинца. Вместе с дефигурацией межфаланговых и пястно-фаланговых суставов все это создает довольно характерный вид руки больного инфектартритом. Изменяется также мышечный тонус, чаще в сторону ослабления. В некоторых группах мышц может наблюдаться гипертонус, сопровождающийся резкими болями в этих мышцах (например, в приводящих мышцах бедра). Происхождение амиотрофии мышц при инфектартрите, по всей вероятности, зависит от нескольких факторов. Фактору «бездеятельности», которому старые авторы придавали доминирующее значение, в настоящее время отводится второстепенная роль; о правильности такого взгляда говорит быстрое развитие амиотрофии и частое несоответствие между степенью ее развития и интенсивностью воспалительного процесса в суставах. Однако в некоторых случаях, при значительном уменьшении подвижности сустава, этот фактор может иметь значение добавочного.

Большинство авторов (Н. А. Вельяминов, А. А. Корнилов, Л. О. Даркшевич, Charcot и др.) высказываются за нервнорефлекторное происхождение амиотрофии при ревматоидном артрите. По мнению этих авторов, воспалительный процесс в суставах ведет к раздражению нервных окончаний, которое затем передается в передние рога спинного мозга, где расположены спинальные центры двигательных нервов. Следствием изменений, происходящих в этих центрах, является нарушение трофической иннервации мышц и их атрофия.

Эта концепция поражения мышц при ревматоидном артрите была подтверждена экспериментальными данными А. А. Корнилова, который показал, что перерезка задних корешков предотвращает атрофию мышц при искусственно вызванном артрите у собаки. По мнению А. А. Корнилова, в происхождении атрофии мышц имеет значение нарушение трофической функции ганглиозных клеток спинного мозга и регуляции этой функции со стороны высших психомоторных центров.

Кроме нарушения трофической иннервации (что подтверждается также одновременным развитием трофических изменений костей и кожи), причиной амиотрофии, особенно в тяжелых случаях, является и прямое поражение мышц и сухожилий «ревматоидным» воспалительным процессом. Воспалительные явления в суставах часто распространяются на сухожилия близлежащих мышц, что приводит в дальнейшем к их фиброзным изменениям, сморщиванию и обусловливает развитие контрактур и деформаций. Однако воспалительные изменения мышц могут обнаруживаться и в местах, отдаленных от пораженного сустава. Морфологические исследования Steoner (1946) и Cruickshan (1962) показали, что в межмышечной соединительной ткани, чаще по ходу сосудов, а также в сухожилиях появляются маленькие «ревматоидные» узелки, строение которых сходно со строением подкожных ревматоидных узелков, характерных для инфектартрита. В дальнейшем поражение мышц при ревматоидном артрите прогрессирует, могут развиваться дегенеративные изменения мышечных фибрилл и интерфасцикулярный фиброз, что в некоторых случаях ведет к разрыву сухожилий. Могут наблюдаться ревматоидные тендиниты и теносиновиты, иногда с выраженными болями и даже появлением воспалительного выпота в оболочках сухожилий.

См. также